Американских паломников с радостью встречают в азиатских монастырях: выходцев с Дикого Запада можно легко «раскрутить» на большие деньги, предложив им суррогатные практики, предназначенные именно для таких «гостей». И очень многие восточные буддийские «учителя» поступают по простой схеме: за несколько часов обучения они обещают дать такому искателю некое секретное знание, которое хранилось в монастыре тысячелетиями, ожидая, когда приедет подобный богатенький паломник. Взяв деньги, подобный «гуру» дурит счастливому обладателю «секретного» знания голову, «обучая» его неким никому не понятным мантрам и асанам, и расстаётся со своим «учеником», выдавая тому напоследок «сертификат», удостоверяющий, что такой-то гражданин достиг освобождения, познав суть некоей никому не известной практики.
Однако «учитель» глубоко заблуждается, наивно полагая, что смог обдурить гораздо более опытного в делах бизнеса «послушника». Вернувшись на родину, «дипломированный специалист» начинает возвращать свои деньги, ушедшие на поездку, продавая свои «знания» другим американцам. Простая мысль, что «не все йогурты одинаково полезны», многим даже не приходит в голову. Раз побывал в Тибете, значит – стал ламой. А как же иначе? Там же все ламы…
Впрочем, слишком упрощать ситуацию не стоит. И среди американских специалистов есть серьёзные исследователи и добросовестные практики. Однако общая тенденция к упрощению и практический подход к изучению религии присутствуют.
Однако положение в странах, где буддизм исповедуется традиционно, не намного лучше. Взять, к примеру, Японию. Вот уж где действительно цитадель буддизма! Разве не эта страна дала миру замечательнейших дзэнских учителей? Разве самое популярное обозначение дзэна – не японского происхождения? Разве не Япония – страна самых прочных традиций и консервативно настроенного населения? Однако не всё так просто. Да, традиции в стране Восходящего солнца сильны. Однако западное влияние, общее ускорение жизни, да и чрезвычайно болезненное поражение Японии во второй мировой войне дали о себе знать. Традиционные ценности теряют свою привлекательность. Да, японцы всё ещё отдают им дань уважения. Но, похоже, всерьёз старые традиции многие уже не воспринимают.
То же происходит и с буддизмом. Да, это учение – одно из самых популярных учений в Японии. Да, число приверженцев буддизма впечатляет. Только священников в одной из популярнейших дзэнских школ – Сото-сю, насчитывается семнадцать тысяч. В школе амидаистского толка, Дзёдо-синсю Хонгандзи ха их даже больше – около двадцати семи тысяч. А ведь есть ещё далеко не маленькие школы Сингон-сю Отани ха, Дзёдо-сю, Нитирэн-сю, Коясан Сингон, Риндзай-сю Мёсиндзи, Тэндай-сю, Сингон-сю Тисан ха… Прибавим сюда ещё немалое количество последователей, и можно представить, что об упадке буддизма в Японии говорить не приходится. А ведь названные школы – это только школы традиционные. В последнее время набирают силу вовсе не они, а школы необуддийского направления.
Необуддизм нельзя считать буддизмом в полном смысле этого слова. Это скорее смесь религий, это попытка «сваять» новую, более удобную, более понятную религию, которая сможет лучше удовлетворять потребности какой-то группы населения. Необуддизм бывает разный. Какие-то его направления близки к буддизму традиционному, и лишь по-иному интерпретируют его нормы. Другие же не имеют почти ничего общего с традиционным буддизмом, называя себя буддистскими лишь в силу использования каких-то отдельных положений буддийского учения. Некоторые из необуддийских сект занимаются активной созидательной деятельностью, но есть среди них и откровенно деструктивные.
Японские необуддисты, как правило, в большинстве своём молодые образованные люди, чрезвычайно активные и вовсе не похожие на постоянно погружённых в себя монахов традиционного толка. Руководители необуддийских общин, как правило, не питают иллюзий относительно истинности своего учения, и, как правило, используют популярность своей секты для обогащения. Многие необуддийские секты ведут активную политическую деятельность, весьма настойчиво работают с общественностью. В этом отношении ситуация в Японии очень напоминает российскую: пока буддийские священники, образно выражаясь, «спят в шапку», традиционно получая доходы с отправления различных обрядов, от бракосочетания до погребения, их новоиспечённые «братия во Будде» вовсю проповедуют на улицах, из кожи вон лезут, чтобы донести свои идеи до каждого, кто уделит им хоть минуту времени, используют все возможности, чтобы завербовать ещё одного своего сторонника. Ну, чем не российские сектанты, успехи в завоевании паствы которых настолько впечатляют, что даже традиционно консервативная православная церковь вынуждена начать с ними серьёзную борьбу. Однако борьба эта пока ведётся слишком вяло: видимо, паствы ещё хватает на всех. Пока ещё разнообразные кришнаиты, мунисты, сайентологи и новоапостолы не обрели такого влияния, чтобы оставить без куска хлеба православных священников…
Другое по темеБуддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев
древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими
доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до
н.э. достат ...
|