А вот сектантам нужно крутится: секта – это ведь, в первую очередь, коммерческая организация. Мы вам предлагаем учение, вы нам – деньги. Или имущество. Впрочем, схемы могут быть и более сложными. Скажем, для привлечения очередного сторонника можно изобразить полное бескорыстие, приглашать его на бесплатные обеды, оплатить лечение или поездку на молитвенное собрание, помочь деньгами в случае нужды. И лишь когда «клиент созрел», можно начинать его «доить». Иногда очень основательно…
Большинство необуддийских сект Японии имеют авторитарный характер. Это означает, что в секте имеется один авторитетный лидер, которому нужно подчиняться. Степень подчинения может быть разной, в зависимости от характера секты. Особое внимание необуддисты уделяют молодёжи. Во-первых, это самая перспективная часть населения. Это сила, будущее, напор. Во-вторых, зрелого человека нелегко «уговорить», ибо его жизненного опыта обычно хватает, чтобы быстро определить истинные интересы той или иной организации.
Как правило, все необуддийские религии монотеистичны. Это значит, что они не признают многобожия и поклоняются только одному божеству или, как свойственно раннему буддизму, одной личности – Будде. Японские необуддисты, как правило, тесно связаны с учениями Нитирэна, одной из самых популярных буддийских школ Японии. Нитирэн же, в свою очередь, завоёвывал популярность в средневековой Японии именно благодаря простоте своего учения, ориентации на народ. Примерно такой же феномен наблюдается и с родственными Нитирэну необуддийскими учениями: их основной контингент – это рабочие, мелкая буржуазия, небогатая интеллигенция, видящая в сектах блестящую возможность разбогатеть. Самыми популярными необуддийскими школами являются Сока гаккай, Риссё косай кай, Рэй ю кай, Сине эн. Последняя не принадлежит к Нитирэновскому направлению, она ближе к традиционным буддийским школам.
Говоря о необуддийских сектах, автор будет огорчён, если у читателя возникнет впечатление, будто все необбудийские школы являются деструктивными и опасными. Это далеко не так. Авторитарный стиль управления характерен для религиозных школ древности, да и для Японии он естественен. Поэтому сильное влияние лидера нельзя считать однозначно негативным. Наоборот, в ряде случаев беззаговорочное доверие к учителю является необходимым компонентом духовной практики. Однако существуют секты необуддийского толка, влияние которых несёт угрозу не только их последователям, но и окружающим. Впрочем, назвать их необуддийскими будет, на мой взгляд, несправедливостью по отношению ко многим вполне пристойным необуддийским движениям. Более справедливым названием будет название «псевдобуддийские», ибо творят они свои страшные дела, прикрываясь благородным учением Будды.
Одной из таких сект, наверное, наиболее известной, является движение Аум Синрикё.
Основателем этой секты является Чизуо Мацумото, более известный под псевдонимом Сёко Асахара. Будучи ещё ребёнком, Асахара обучался в школе для слепых, ибо видел он лишь одним глазом и то весьма слабо. Однако природный недостаток лишь распалил его тщеславие и ненависть к людям. Уже в интернате проявился жестокий характер будущего преступника: он издевался над детьми, которые видели хуже его, всячески их эксплуатировал. Позже то же самое он станет творить со своими последователями. Возмужав, Асахара решил заняться бизнесом, однако ввиду отсутствия экономических талантов вскоре прогорел и вынужден был искать новое поприще. Искать пришлось недолго: он с восторгом обнаружил у себя талант проповедника. Пришло время основательно засесть за книги. Надёргав из буддийских книг отдельные положения, которые казались будущему «гуру» наиболее привлекательными, Асахара создаёт собственное «учение», представляющее собой смесь буддийских практик и фантазий самого Асахары. Впрочем, чем проще – тем лучше, и вскоре незамысловатое учение начало набирать первых адептов. Дело пошло настолько успешно, что всего за несколько лет Асахара успел навербовать около сорока тысяч сторонников.
Естественно, сами по себе люди не имели для «великого гуру» никакой ценности. Он и видеть-то их не мог. Но вот их кошельки представляли уже значительный интерес, поэтому Асахара не забывает подталкивать своих «преданных» к финансовым «кровопусканиям». Как же иначе? Разве жертвование не является одним из благословенных деяний? Вскоре под контроль «Аум Синрикё» переходят целые компании. Совокупный доход «учителя» достигает миллиарда долларов…
Заветы старых наставников – давать знания безвозмездно – создавались явно не для таких «просветлённых», как Асахара. Он обдирал своих учеников буквально со всех сторон. Платить надо было за литературу, вносить регулярную «членскую плату», выкладывать денежки за «инициации», щедро раздаваемые «учителем». Чтобы его последователи не увлекались «халявными» практиками, Асахара нагло заявил, что никакая духовная практика не принесёт столько пользы, сколько прямая инициация у учителя. То есть у него…
Другое по темеРелигии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая
монотеистическая система ...
|