Будда мог быть доволен. Число учеников росло с каждым днём, Бимбисара помогал ему во всех его начинаниях, часто приглашал во дворец, чем несказанно поднимал престиж учения. Однако в народе рос ропот. Поговаривали, что Буддой недовольны. Что он уводит молодых людей из дома, что он смущает сердца. Однажды Будда расслышал слова одной женщины, воскликнувшей: «Лучше бы чума пришла в наш город, нежели этот монах! Она унесла бы меньше жизней, чем его учение!».
Чрезвычайно горько было слышать такие речи. Он нёс освобождение, учение, которое было превыше всего мирского. Не в силах простому обывателю понять величие этого учения. Однако и не признать, что монашеская жизнь плохо совместима с жизнью мирской, было нельзя. Он понимал этих людей. Он чувствовал их боль, муки расставания с родными. Он сам пережил такое. Разве не расстался он со своим отцом, с жёнами, с сыном? Разве без душевной боли далось ему его решение? Однако он обрёл нечто большее. Нечто, что затмевает собой весь мир, всю суетность человеческой жизни. Он нашёл путь к Нирване, и поделился этим знанием с людьми. Пусть многие не понимают цены его дара, но это не уменьшает её. Да и как можно оценить то, чего ты никогда не видел? Да, он понимает этих людей. От них уходили их близкие, что они получали взамен? Они имели право попрекать его. Но это вовсе не значит, что он бросит проповедь. Пока он ходит по этой земле, этого не случится.
Вскоре пришла ещё одна скорбная новость: его отец, царь Капилавасту Шуддходана, при смерти. Очень просил разыскать его сына и пригласить его во дворец… Нельзя отказывать в такой просьбе. Как же долго он не был дома! Так долго, что его отец успел состарится. Нет, нужно идти к нему. Нужно обязательно посетить свою родину.
И Будда отправился в путь. Но и в дороге он не оставлял своего дела – останавливаясь на привалы, проповедовал светлые истины учения. В пути же, когда его окружали ученики, Будда неизменно поучал на самых различных примерах. Путь к родному дому был лёгок и приятен, и лишь раз покой Учителя был смущён встречей, которую надолго запомнили его ученики. В одном селении, когда Будда уже собирался продолжить свой путь, наперерез им бросилась растрёпанная маленькая женщина, с совершенно безумным взглядом. Она громко стенала, и, догнавши группу, тут же уцепилась за плащ Учителя.
– Святой человек! Святой человек! Верни мне её! Я знаю, ты можешь это! Верни мне мою дочь!
Испуганные ученики бросились вперёд, стараясь оттащить безумную от Учителя. Но Будда движением руки остановил их, опустившись подле женщины на колени.
– Я слушаю тебя, женщина. Расскажи мне, в чём твоё горе, и я помогу тебе…
– Дочь, моя милая Мадри… Она умерла… Она умерла только сегодня, она ещё тёплая, верни мне её, святой человек… Я знаю: ты – Будда, ты всех жалеешь, ты не можешь мне отказать…
Ученики растерянно смотрели на своего Учителя. Разве можно объяснить этой убитой горем матери, что оживить её дочь невозможно? Да, факиры могут заставить двигаться мёртвое тело, но разве Учитель станет так обманывать эту несчастную?
– Поднимись, женщина. Не время теперь плакать. Конечно, я оживлю твою дочь. Для Будды нет смерти.
Ученики с ужасом внимали словам Учителя. Невозможно! Как он собирается это сделать? Или он и взаправду владеет секретом смерти… Или же – или же их Учитель просто из сострадания обманывает эту женщину, не в силах сказать ей правду…
Лицо женщины вдруг расцвело безумной, фанатичной надеждой. Она тут же обхватила колени Учителя, страстно целуя края его одежды. Будда положил ей ладонь на голову, провёл ею по растрёпанным волосам и тихо промолвил:
Другое по темеИслам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях,
что и христианс ...
|