Кодирует, подслушает, микроб в сердца кладет,
Чтоб легче контролировать… [Поэма 1992b 78]
В учении Богородичного центра технический прогресс также признается злом, "смертным грехом", направленным, в конечном итоге, на установление "торжества антихриста": например, вычислительные машины - "прообраз одной машины, на которой будут записаны все отрекшиеся от бога с числом 666" [Береславский 1991b: 4-5, 17]. Плоды прогресса несут магическую нагрузку (реклама - "пищащий полтергейст", электричество "заражает душу психическим ядом" [Береславский 1991b: 11; Береславский 2000: 9]). Техника является "ядовитым ростком", ставится в один ряд с осуждаемыми астрологией и восточными оккультными учениями, а также наукой, искусством и модой [Откровения 1995: 54], которые также наделяются магической природой. Под воздействием дьявольских сил, по Береславскому, изобретается психотропное оружие, например, якобы уже открыта, но еще не пущена в ход "некая машина, которая распыляет мыслительные поля и соблазняет людей - подает энергию смуты, безумия, волнения", цель которой - ввести человека "в состояние оцепенения и шока, полной власти дьявола" [Береславский 1999: 17].
В целом, техническая эсхатология, с ее ужасом перед возможности влияния предметов и неких скрытых сил на человека без его ведома, представляется отражением реакции на такую распространенную в конце ХХ века идею, как манипулирование сознанием - и в пассивном (эффект "25 кадра", "промывание мозгов"),и в активном (PR и НЛП-технологии) аспекте. На архетипическом уровне она сводится к ужасу перед колдовством. Вполне понятно, почему ожидаемое после катастрофы идеальное утопическое будущее (как, впрочем, и утопическое прошлое) нередко предстает как время без техники. По Береславскому, в третьем тысячелетии не будет "ни телевизоров, ни видеомагнитофонов, ни компьютеров, ни кабельной техники" [Держава 2000: 42]; в православных прицерковных кругах можно услышать следующее мнение: "Электроника ведь вся идет от сатаны. Ведь когда Господь будет спасать, в первую очередь лишит людей электричества. Всего вот этого, сатану вот этого уберет, да и всё <…> Ведь раньше жили люди, и что, не было никакой электроники. И совсем другие люди были, были верующие, добрые" [3].
Вредоносность окружающего мира. Перед концом света в мире становится опасно жить. Вредоносными оказываются не только новейшие изобретения, но и те предметы, которые ранее считались абсолютно безопасными и даже полезными. Деятельность, которой человек всегда занимался спокойно, в апокалиптическое время способна приносить вред и является грехом.
В большей степени эта идея отражается в учении Белого Братства. Его лидеры призывали своих адептов к полному отречению от мира, объясняя это тем, что мир с определенного времени принадлежит дьяволу, и, с одной стороны, заниматься прежней деятельностью уже "не время", поскольку скоро Страшный суд, а с другой, это грешно. Часто говорится о колдовстве отдельных людей и о магическом воздействии различных предметов. Верные юсмалиане должны отказаться от семьи (поскольку через нее действует гипноз рода), уйти из дома, потому что домашние - враги [Ю 1993b: 6]. Нельзя учиться ("не нужны детям школы и вузовский притон"), потому что "учебник писан сатаной, учебный план - жидовским кланом", а также работать - ("повсюду фирмы сатаны!… на службе вас кодируют") [Поэма 1992а: 65; Поэма 1992b: 71]. Греховны занятия спортом (это вид колдовства), следование моде и лечение (последнее также объясняется тем, что среди врачей есть вампиры, пьющие донорскую кровь) [Поэма 1992b: 81]. Опасность несет общение с другими людьми - перед концом света многие стали энергетическими вампирами; нельзя также есть приготовленную ими пищу, чтобы не мыслить и действовать, "как нечестивцы" [Ю 1993а: 1; Ю 1993с: 4]. Лексика, обозначающая подвергающих и подвергающихся магическому воздействию людей, достаточно разнообразна, причем употребляются и такие традиционные демонологические понятия, как "колдун", "ведьма", "упырь", и слова, вошедшие в обиход во второй половине ХХ века - "биоробот", "зомби".
В проповедях Береславского опасности колдовства также уделяется огромное внимание. Прежде всего, магическим воздействием обладает наследие коммунистического прошлого - "гипноз красного дракона". Над Россией обитают "сонмы упырных духов" - это души умерших коммунистов, которые "вампиризируют" людей, "подселяясь в их тонкие тела" и вызывают различные катастрофы [РВ 1992d: 3] (в данном случае коммунисты являют собой нечто среднее между бесами, вселяющимися в людей и делающими их одержимыми, и заложными покойниками). Береславский рисует картину тотальной околдованности современной России: благодаря наследию прошлого и воспитания нечестивыми родителями "мы колдуны отроду", "мы колдуны уже одним тем, что родились от поколения демонов… Мы прокляты!" [Береславский 1991с: 4, 34].
|