Итак, Сам Господь Бог есть источник всякого образа: — Бог Отец родил Образ Свой, Сына, — Бог сотворил человека по образу Своему, — Воплотившийся Сын, Образ Бога невидимого, сотворил первый богочеловеческий образ на убрусе и открыл путь искусству иконописания.
В своем разграничении родов образов прп. Иоанн Дамаскин, как и другие Св. Отцы, использует разные слова для раскрытия или углубления понятия "образ": икона, изображение, образец, подобие, оттиск, вид, очертание, фигура, отражение, первообраз (в значении второго вида образов), предопределение, предначертание, предызображение. Чтобы сделать классификацию Св. Отца более наглядной, попробуем свести перечисленные термины к одному — образ. В результате получим следующую картину тех же шести родов образов:
1) Первообраз — Сын Божий и Логос;
2) первообразы — невидимые мыслеобразы видимых вещей, явлений;
3) образ Божий — человек;
4) образы видимые в тварном мире, как бы сама образная структура видимого мира, отражающая мир невидимый и возводящая к нему (мир есть икона Божия, по учению св. Отцов);
5) прообразы — предначертания будущего в Ветхом Завете, но также прообразы будущих событий, данные в Новом Завете, например, — Страшного Суда;
6) образы искусства — прежде всего словесного и изобразительного, о которых говорит прп. Иоанн Дамаскин.
Все эти роды образов соединены иерархически, их единство реализуется в восхождении к Первообразу.(13) Сноски:
1. По мнению некоторых ученых, уже с IV века "логос-теология" (богословие, в центре которого стоит Христос — Божественный Логос) постепенно вытесняется "икон-теологией", "богословием образа", в центре которого стоят Образ Бога невидимого — Христос и образ Божий — человек.
2. Подобное употребление двух терминов встречается и ранее, но довольно редко; кроме того, соседство этих двух слов не приобретало двуединого смысла, как это наблюдается у прп. Максима Исповедника в VII веке и позже у некоторых других Отцов.
3. В другом месте св. Дионисий говорит, что мир, "устройство всего сущего" есть "Его (Бога) произведение, хранящее некие образы и подобия Его божественных прообразов". Прп. Максим в комментарии добавляет: "Здесь следует разуметь, что предопределение представляет собой божественные прообразы, образами каковых и являются завершенные твари".
4. Возможно, именно эту идею св. Дионисия имели в виду защитники икон во втором и пятом доводах в пользу иконопочитания.
5. О сходных и несходных образах говорит также прп. Ефрем Сирин: "Образы в ином сходны с прообразуемым, а в некоторых отношениях не имеют сходства".
6. Кроме того, св. Дионисий выделяет внутри несходных образов вещественные, чувственные образы и устанавливает их градацию: а) возвышенные — "солнце правды", "звезда утренняя"; б) менее возвышенные — "огонь", "вода"; в) низкие — "камень", "лев"; г) презренные — "червь" (Пс. 21:7). Эти образы, хотя они совсем неточны, также помогают человеку восходить к первообразу, если только он не будет останавливаться на них "как на подлинных", но будет восходить горé.
7. В русском переводе этот стих звучит так: "Все это (чудеса) происходило с ними (с отцами) как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков".
8. Перевод наш. В отличном переводе произведения свт. Мелитона "О Пасхе", сделанном иеромонахом Иларионом (Алфеевым), именно эта строка передана не совсем точно.
9. Следует отметить, что Собор запрещает только иконописные изображения, словесные же ветхозаветные образы продолжают широко использоваться в богослужении: например, ирмосы канонов (за исключением девятого), в согласии с древней традицией, развивают ветхозаветные темы; паримии (ветхозаветные чтения) составляют неотъемлемую часть богослужения Великой вечерни, и это далеко не единственные примеры.
10. Хотя Собор говорит только об изображении Христа в виде агнца, но нет сомнений, что запрет распространяется на ветхозаветные прообразы вообще, ибо они все были только "сенью" Истины.
11. Прп. Иосиф Волоцкий писал: " . Подобает поклоняться Святому Евангелию и почитать его, потому что пречистый образ Господа нашего Иисуса Христа и святое Евангелие подобны друг другу, и мы должны приносить им равное поклонение и почитание, ведь нет между ними никакой разницы, потому что оба благовествуют единую повесть. Ибо словописец написал Евангелие, и в нем написал обо всем, что относится к Промыслу Божию о человеке, и передал Церкви. Подобное же делает и живописец, изображая на доске свидетельство Божьего Промысла и передавая его Церкви. То, что Евангелие описывает словом, живопись исполняет делом".
Другое по темеРелигии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая
монотеистическая система ...
|