Наряду с крупными религиозными объединениями как то: Римско-католическая Церковь, или Евангелическая лютеранская церковь, которые, в силу историко-культурной традиции, стали общественными объединениями автоматически, существуют другие религиозные организации — со стату-сом публичного права и без статуса публичного права. Публично-правовой статус дает не только престиж, но и некоторые преимущества: во-первых, возможность активно участвовать в общественной жизни, во-вторых, право на взимание церковного налога, в-третьих, возможность обслуживания вооруженных сил и образовательных учреждений, в-четвертых, право на налоговые льготы.
Государственно-правовая система управления на сегодняшний день не предусматривает существование в Германии специального органа, кон-тролирующего деятельность религиозных организаций. Проблемы государ-ственно-церковных отношений разрешаются судебными органами в рамках светского и церковного права, что еще больше усиливает значение истори-чески сложившихся религиозных общностей.
В настоящее время вопрос признания религий не относится напрямую к сфере ведения федеральной органов власти. Он передан землям, в админи-страциях которых существует правительственное агентство, призванное рассматривать заявления о регистрации церквей.
Объединение Германии в 1989 году привело к появлению закономер-ных сложностей, лежащих в юридической плоскости несоответствия поло-жений, применяющихся в ГДР и ФРГ. Прежде всего это касалось вопроса регистрации и правового статуса религиозных организаций, действующих в ГДР. Эта проблема была решена в общем русле объединительных усилий, то есть путем поглощения правовой системы ГДР Веймарской конституци-ей. Причем без каких-либо изменений.
Вопросы собственности, являющиеся камнем преткновения во многих странах бывшего соцлагеря, решены в Германии в русле правового согла-шения, учитывающего финансовые возможности, общественный вес и зна-чение. Рассматривая систему финансирования, следует сказать, что в Гер-мании даже самые крупные сообщества — лютеране и католики — не обла-дают большим количеством собственности. Это стало результатом много-численных «национализаций» церковного имущества, известных на не только из истории Реформации, но и в более поздние времена, например, во годы Веймарской республики.
Инициатива введения церковного налога принадлежала государству. После секуляризации церковного имущества развитие стабильного источ-ника финансирования стало весьма важной задачей государства, гаранти-рующей признанным религиозным объединениям устойчивое финансирова-ние, что закреплено в 140 статье Конституции.
Церковный налог взимается исключительно государством и составля-ет 8-9 % от общего подоходного налога. Если член той или иной религиоз-ной организации отказывается от его уплаты, то в дело переходит в область рассмотрения финансового арбитража.
Крупные церкви заключают соглашение с государством, согласно ко-торому церковный налог передается государству вместе с подоходным налогом. Земельные налоговые управления передают средства религиозным сообществам. Церковный налог в настоящее время покрывает 80% финан-совых потребностей церквей (главным образом, доход священников и слу-жащих). Церкви также освобождаются от уплаты налогов, так как церков-ный налог является официальным и обязательным для приверженца той или иной церкви. Единственным средством избежать его уплаты является выход из церковной организации, о чем, в установленном законом порядке, необ-ходимо сообщить в правительственное агентство (сноска и объяснение).
Хотя большинство населения Германии принадлежит к лютеранам или католикам, церковный налог не является их привилегией. Право уста-навливать налоги тесно связано с получением статуса общественного объе-динения, то, что и мелкие религиозные сообщества могут также получать средства от сбора церковного налога.
Свои особенности имеет в Германии и религиозное образование. Оно является обязательным, как и в странах с государственными религиями. В соответствии с Конституцией и Законом о религиозном воспитании от 1956 года религиозное занятие в общественных школах — за исключением сво-бодных по убеждениям школ —является обязательным предметом. При наличии государственного надзора преподается Закон Божий, соответствен-но с католическими или лютеранскими богословскими традициями. При-мерно два раза в год в школе возможно проведение богослужений, посеще-ние которых, однако, добровольно. Ответственные за воспитание (родители, опекуны) имеют право решать вопрос об участии или неучастии ребенка в религиозном действии и занятии.
Другое по темеРелигиозные системы древних обществ ближнего востока
В тех странах и регионах мира, у тех народов, которые в
своем поступательном развитии пересекли грань первобытной общины, свойственные
раннерелигиозному комплексу верования, представления, обряды и культы с
течением времени зам ...
|