Сущность этого права заключается в том, что ни одно государство не имеет права вмешиваться в вероисповедную политику другого государства, так как каждый народ вправе самостоятельно определять приоритеты в религиозной сфере. Однако это должно происходить посредством установленных форм волеизъявления, в частности посредством референдума или выборов. Каждое государство вправе оказывать поддержку тем конфессиям, которые являются традиционными на их территории. Если народ нашей страны, через избираемых депутатов или на референдуме признает какую-либо конфессию традиционной, то такое решение не может быть предметом международных санкций.
В Концепции внешней политики России говорится о том, что Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Но решение этой задачи невозможно без принятия реальных политических действий. Требуется построение вероисповедной политики, которая была бы ориентирована на защиту религиозных традиций от их уничтожения. В этой связи руководство нашей страны должно объединить усилия с теми странами, на которые оказывается такое же давление, какое оказывается на Россию. Известно, что среди таких стран и страны СНГ, и страны Восточной Европы, и азиатские страны и много других. Политике "двойных стандартов" Запада нужно противопоставить новое правовое пространство. Поэтому должен существовать международный документ, в основу которого будет положен принцип суверенитета государств в регулировании религиозной сферы. Условно, его можно было бы назвать - Конвенция по защите религиозной идентичности народов. На первом этапе, его, возможно, имело бы смысл принять на уровне СНГ. На последующих этапах, к нему могли бы присоединиться другие страны. Региональные проблемы и федеральное законодательство
Право народа на защиту религиозной идентичности должно определять вероисповедную политику и во внутриполитическом контексте. Для этого требуется самостоятельное определение субъектами Российской Федерации особенностей региональной вероисповедной политики. Но современная вероисповедная политика, искажая смысл Конституции РФ, основывается на смешении двух различных понятий: единообразного применения законов и единообразных государственно-конфессиональных отношений. И если первое - конституционный принцип, то второе - преступное заблуждение. По Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В регулировании религиозной жизни действительно имеют место несоответствия между региональными правовыми актами и законом "О свободе совести .". Это приводит к автоматическому запуску механизмов устранения противоречий между ним и региональными актами. В результате концептуально безличный и юридически некорректный закон "О свободе совести .", основанный на мифическом "международном" стандарте, наносит вред религиозной идентичности народов России на всей её территории. Базируясь на принципе императивного регулирования, он одинаково регулирует проблемы, требующие дифференцированного подхода. В его основе лежит представление о том, что религиозная ситуация во всех регионах имеет одинаковые параметры. Однако региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает обратное. Вместо учета этих проблем действующий закон "подгоняет" политику регионов под чуждые стандарты. В результате наиболее острые проблемы регионов законом попросту игнорируются, что превращает его в "вещь в себе". Поэтому для создания внутриполитических механизмов защиты религиозной идентичности требуется переориентация вероисповедного законодательства от абстрактных стандартов к конкретным решениям. Создание таких механизмов невозможно без адекватного правового регулирования не только на региональном, но и на федеральном уровне. Россия, как поликонфессиональная страна, нуждается в гибкой вероисповедной политике, которая должна быть горизонтально и вертикально дифференцирована.
Горизонтальная дифференциация подразумевает двухуровневую вероисповедною политику. Её построение на федеральном уровне основывается на единообразии, определяя её общероссийские основы: взаимодействие конфессий с государством, определение их статуса, порядок их регистрации, принципы участия в социальной и культурной сферах. Мозаика частных региональных проблем должна регулироваться законодательством регионов, но в рамках федерального. Конституция РФ предусматривает модель построения законодательства, которая позволяет устанавливать общее правило в регулировании отношений на федеральном уровне, предоставляя региональному законодательству право регулировать его особенности. Степень их глубины обусловлена тем, что Россия - федеративное государство, построенное по национально-территориальному принципу, поэтому при сохранении единства правового пространства в субъектах федерации с ярко выраженной конфессиональной спецификой законодательство может иметь более глубокие особенности.
|