Таким образом, к середине 90-х годов в Беларуси были сформулированы правовые основания государственного регулирования деятельности зарегистрированных к этому времени религиозных организаций. Однако наряду с законно действующими религиозными организациями появились неомистические, псевдорелигиозные секты, которые не прошли процедуру обязательной регистрации в соответствующих государственных органах по делам религий. Их деятельность не могла не беспокоить государственные структуры. Но наибольшие нарекания властей вызывала в это время деятельность миссионеров из различных стран мира, прибывавших в республику по обычным туристическим визам либо по частным приглашениям и пытавшихся заниматься миссионерской деятельностью без специального разрешения.
Как отмечалось, центральное место в системе законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях занимает профильный закон. На протяжении десяти лет действия Закона 1992 г. в него вносились определенные изменения и дополнения, направленные на усиление регулирующей роли государства. Так, первоначальная редакции статьи 11 предусматривала, что отношения государства с зарубежными религиозными центрами, не урегулированные законом, разрешаются в соответствии с договоренностями между ними и уполномоченными на это государственными органами Республики Беларусь. В соответствии с принятыми в 1995 г. изменениями этот механизм договоренностей с зарубежными религиозными центрами был упразднен. Решение не урегулированных законом отношений передавалось в ведение государственных органов, обеспечивающих исполнение законодательства о свободе вероисповеданий и религиозных организациях. Однако вносимые изменения и дополнения в целом не меняли концепцию Закона.
Отражением перемен в концептуальном подходе к регулированию отношений государства и церкви послужило принятие в 1996 г. ряда изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Так, вышеупомянутая статья 31 Конституции 1994 г. была дополнена словами «не запрещенных законом». В соответствии с новой редакцией статьи 16, «взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».
Неудовлетворенность государственных структур религиозной ситуацией в стране отчетливо проявилась весной 2002 г. На коллегии Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров республики, обсуждавшей этноконфессиональную ситуацию в Беларуси, была высказана обеспокоенность властей активной миссионерской деятельностью католических священников, ростом числа католических приходов, устойчивой тенденцией активизации в Беларуси Католической церкви, особенно в тех районах, где католицизм не являлся ранее традиционным вероисповеданием. Другая реалия - значительное увеличение числа протестантских общин. Они представлены в Беларуси 15 направлениями, объединяющими 985 общин, что составляет 36 процентов от их общего количества в республике. При этом некоторые из протестантских конфессий чрезвычайно активно и напористо защищают свои права, именно в их среде находится наибольшее число так называемых «отказников», то есть лиц, поддерживающих идею введения альтернативной службы.
На момент обсуждения и принятия новой редакции закона о свободе совести государственные структуры не скрывали своей обеспокоенности по поводу возможного нарушения межконфессионального баланса, до последнего времени заключавшегося в определенном доминировании на религиозном пространстве Беларуси Православной Церкви. Последняя выступила естественным союзником государства в данном вопросе, поскольку ее также не мог не беспокоить рост числа хотя и христианских (католических и протестантских), но не православных общин. Новая редакция закона
Исходя из обозначенных критиками наиболее спорных положений закона, попытаемся проанализировать его принципиальные новации. Поскольку критическая позиция зачастую аргументируется отсылками к нормам международного права и опыту демократических государств, представляется целесообразным произвести анализ именно в этом контексте.
Итак, в первую очередь критику противников вызвала преамбула нового закона, предусматривающая: «Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из:
Другое по темеИслам: возникновение и распространение
Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических
религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же
почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях,
что и христианс ...
|