Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан (Старина), запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т.н. Русской православной церкви Киевского патриархата.
В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце 19 в. из Русской православной церкви секты иоаннитов.
В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты - Церкви Божией Матери преображающейся (т.н. Богородичного центра).
Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. 2 млн. чел. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.
Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует).
В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви.
Единоверческая церковь малочисленна. Ее последователи есть в Москве и Московской обл., Иванове, Нижегородской области (в районе Арзамаса) и в некоторых других местах.
Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия) - самая крупная организация старообрядцев-поповцев. Ее приверженцы, живущие в России, сосредоточены в Московской, Калужской, Брянской, Ярославской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Астраханской, Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и в некоторых других регионах.
Последователи Русской древлеправославной церкви живут в Нижегородской, Волгоградской, Брянской, Московской, Курской, Саратовской, Самарской, Пермской, Свердловской, Оренбургской, Кемеровской, Читинской, Иркутской областях, Красноярском, Алтайском, Краснодарском краях, Удмуртии, Башкортостане, Бурятии и в ряде других мест. В Читинской области и Бурятии они образуют этнографическую группу русских, называемую семейскими.
Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки.
Последователи часовенного согласия живут преимущественно в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Пензенской, Курганской, Тюменской и Томской областях, Татарстане, Башкортостане, Бурятии и Туве.
Наиболее крупные группы поморцев сосредоточены в Новосибирской, Кемеровской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской, Ростовской, Московской, Новгородской, Псковской и Архангельской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Республиках Адыгее и Коми, Москве и Санкт-Петербурге.
Хотя духовным центром федосеевского согласия стала община при Преображенском кладбище в Москве, наиболее крупные группы федосеевцев находятся в других регионах: в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане.
Компактные группы спасовцев имеются в Саратовской области, их можно также встретить в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, в Мордовии и Алтайском крае.
Численность филипповцев очень незначительна. Отдельные представители этого толка живут в Архангельской и Мурманской областях, Карелии, Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловской областях, Москве, Республике Коми. Единственная же община филипповцев сохранилась в городе Кимры Тверской области.
Другое по темеХристианство и римская империя. Гонения
Официальные церковные историки от Евсевия Кесарийского до наших дней всегда рассматривали
конфликт между властями Римской империи и христианскими общинами первых трех веков
как развертывание своего рода священного процесса нас ...
|