Как об этом рассказано в книге Исход (12:34) хлеб из незаквашенного теста дети Израиля ели перед побегом из египетского рабства. Тогда просто не было времени ждать, пока тесто поднимется. Иудеи следуют заповеди (Исх. 12:18) есть незаквашенный хлеб. Так они физически переживают тот удаленный временем драматический период своей истории, условия рабства и освобождение. Духовное значение, которое придается закваске теста, в следующем. Закваска поднимает тесто, это символизирует склонность человека к гордыне и к переоценке своих возможностей. В этом отношении отказ от квасного служит напоминанием о полной зависимости человека от Бога.
Символична также весенняя уборка дома: она воспринимается, как очищение от всего нежелательного в жизни.
Пасху можно назвать торжеством свободы. Собственно говоря, без освобождения из египетского рабства, событий, которые празднуется, не было бы ничего последующего, не было и народа. Именно в праздновании Пасхи евреи видят момент зарождения нации.
Центральным моментом торжества является праздничная трапеза в первый вечер. На нее приглашают гостей – родственников и других, прежде всего тех, кому праздновать Пасху не с кем.
На торжестве рассказывается история рабства и освобождения. Празднование проходит в соответствии с богословским текстом, называемым «Агада». Основу текста составляет описание исхода с комментарием.
Обычно ведет праздник отец семейства. На стол кладут 3 кусочка мацы, одна маца разломана, она символизирует "хлеб бедствия".
Для воссоздания обстановки Исхода используются и другие символы. Горьковато-сладкий вкус петрушки или салата-латук напоминает о рабстве и свободе. Жгуче-горький вкус хрена вызывает мысли о горечи рабства. Зелень окунается в соленую воду, символизирующую слезы.
Еще два символа – это яйцо, сваренное вкрутую (напоминание о жертвоприношениях в Храме), и баранья кость (напоминание о жертвоприношении).
Символическое значение придается четырем кубкам красного вина. Каждый присутствующий в течение трапезы должен их выпить.
Талмуд говорит, что четыре кубка вина означают четыре Божьих обещания (Исх. 6:6–7). Бог обещает Моисею, что Он "выведет, избавит, спасет, примет к Себе".
На второй день Пасхи иудеи начинают считать дни до праздника Пятидесятницы. Если Пасха дала им физическую свободу, то Пятидесятница дала свободу духа (Божий закон).
Сегодня Пятидесятницу отмечают 6-го числа месяца Сиван.
В Библии не указано, когда именно Моисей получил Закон, но было подсчитано, что это произошло в третьем месяце, т.е. вмесяце Сиван. 6-е число Сивана приходится на Пятидесятницу. Этот день знаменует также начало праздника пшеницы. Так два праздника стали одним торжеством.
Особых ритуалов на праздник нет, есть только древние обычаи. Один из них – украшение синагоги цветами и растениями. Другой обычай – употребление в пищу молочных блюд. Употребление молочных продуктов напоминает о земле, в которой течет молоко и мед, куда Бог привел их из Египта.
Центральный момент служб первого дня Пятидесятницы – чтение Десяти Заповедей (Исх. 20:1-17). На второй день читают стиха 15:19–16:16 из книги Второзакония (о трех праздниках Паломников).
Праздник Кущей предназначен для того, чтобы напоминать евреям о их зависимости от Бога. Во время празднования воссоздается прошлое, делается это с определенной целью: важно, чтобы те события стали опытом настоящего.
В книге Левит (23:42) Бог предписывает евреям "жить семь дней в кущах".
Праздник Кущей – это утверждение заново первоначальной зависимости от Бога.
Центральным пунктом праздника является строительство «суки» – хижины. Хижина – символ уверенности в Боге, когда никакой другой защиты не остается.
Хижина должно иметь хотя бы три стены, четвертая может отсутствовать. Хижина должна противостоять ветру. Крыша должна быть особой конструкции, чтобы вызвать размышления о Боге-творце. Обычно крышу делают из растений, доски использовать нельзя, нельзя также использовать ветки растущего дерева. Сквозь крышу должно быть видно небо.
Другое по темеРелигии древней Индии
Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию,
чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и
традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая
монотеистическая система ...
|