Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мусульманское право
Страница 13

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. В заключении важно подчеркнуть, что все мусульманские правоведы - факихи и муджтахиды особое внимание уделяли иджтихаду (способности и праву факихов самостоятельно толковать законы) и созданию на его основе правил поведения, прямо не установленных Кораном и Сунной. С середины X века прекратилась практика иджтихада, и наступил тавклид (от арабского - подражание) то есть следование авторитету муджтахида какого-либо мазхаба в разработке частных вопросов фикха. С этого времени развитие фикх - юриспруденции продолжалось внутри мазхабов. При этом представители различных мазхабов часто придерживались и продолжают придерживаться несовпадающих мнений по сходным вопросам. Все четыре суннитских мазхабов в настоящее время имеют отдельные кафедры в Мекке и одновременно преподаются в мусульманских университетах мира. Показательно, что все течения фикха различаются в основном обрядовыми формулами и мелкими деталями

Заключение

При проведении данной работы были достигнуты следующие цели: изучение мусульманского права (его основ), рассмотрение сосуществования религии ислама и правовых систем мусульманских стран (рассмотрев основные подотрасли права и его институты, такие как процесс, право собственности, преступление и наказание).

В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве, который воспримет западные концепции; можно в той или иной мере отбросить материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу, или отказаться от основных понятий мусульманского права. Тем не менее, мусульманское право в результате этого не войдёт полностью в семью романских правовых систем; во всяком случае, для этого потребуется длительный период времени.

На мой взгляд, юристы мусульманских стран долго ещё будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут. Надо реформировать всё общество, а не только право, надо отказаться от всей исламистской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства. В большинстве мусульманских стран такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся стать светским государством, не пытается революционизироваться настолько, чтобы отбросить всё мусульманское. Вполне возможно в этих условиях, что модернизация права не приведёт к полному присоединению этих стран к романской правовой системе или системе общего права. Скорее можно ожидать, что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных из западного права, и методов рассуждения и подхода, глубоко пронизанных традицией мусульманского права.

По всем этим причинам интерес к изучению мусульманского права сохраняется и надолго сохранится и с точки зрения международной, и сравнительного права.

Данное исследование показывает как религия ислама и связанные с ней традиции влияют на развитие мусульманской правовой системы, какие при этом возникают сложности; а также заставляет задуматься об актуальности модернизации права мусульманских стран.

[1] Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 

Другое по теме

Из хадисов Пророка Мухаммада
Сообщается, что Абу АбдаллахХузайфа ибн ал-Йаман ал-Ансари, да будет доволен Аллах ими обоими, известный как писец Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Однажды ночью я совершал молитву вмес ...