Важно добавить, что в качестве источника мусульманского права не могут быть использованы Конституции и другие законодательные акты. Список остальных источников характеризуется Кораном, Сунной, а также доктриальными толкованиями, описанными выше. 5. Преступление, наказание и судебный процесс в мусульманском праве.
Наконец, следует иметь в виду и то, что в мусульманском праве под термином фикх понимается не только исламское правоведение, но и правила поведения, регулирующие поступки и взаимоотношения мусульман, то есть то, что называется фикх-право. Оно включает религиозные, юридические, нравственные нормы, обычаи, правила вежливости и этикета, являясь мусульманским правом в широком значении. При этом по шариату, по фикху - праву, существует пять критериев оценки действий дееспособного субъекта - мусульманина.
1. Действие и поступки особой важности (фарз), то есть обязательные предписания. По этой причине они не заслуживают одобрения и поощрения, например, совершение намаза (от арабского салат – то есть ежедневная пятикратная мусульманская каноническая молитва). 2. Рекомендуемые, положительно оцениваемые поступки (мустахаб). Хотя такие поступки совершать не обязательно, они одобряются и поощряются, например, совершение хаджра (паломничество в Мекку.
3. Поступки, которые не подлежат поощрению, но и не наказываются (мубах), например, заключение сделок, торговых соглашений.
4. Поступки, не подлежащие наказанию, но и не одобряемые. Например, употребление в речи бранных слов, неуважение к пожилым людям и т.д.
5. Совершение запрещенных поступков (харам), то есть категорически запретные для мусульман действия, например, употребление в пищу свинины, питьё вина, блуд, ростовщичество, азартные игры, убийство и др. За такие проступки, провинившийся подвергается суровому наказанию. В свою очередь, разрешенные мусульманам поступки и действия, не входящие в категорию харам, называются халяль (от арабского «халля» - быть разрешённым, дозволенным).
В основе классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных аспектов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, сложившиеся, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).
Согласно шариату, большая часть действий, подлежащих наказанию – это предосудительные поступки, которые делятся на четыре вида. Это:
- злословие, сплетни по адресу другого;
- воровство, то есть присвоение чужого имущества;
- сквернословие, то есть унижение достоинства другого человека;
- причинение ближнему того, что не желаешь себе;
Кроме вышеперечисленных делений поступков мусульман, существует также разделение совершаемых действий на правильные и неправильные, допустимые и недопустимые, юридически обоснованные и необоснованные. Шариат предусматривал жестокие наказания за преступления, отвечавшие нравам времени его возникновения. Например, по поводу воровства в Коране утверждается, что "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели как устрашение от Аллаха" (5:42), "Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов . И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (24:2). За многие преступления шариат предусматривает смертную казнь, в том числе за отступничество от ислама, разбой, преднамеренное убийство. Виды казни за преступления - средневекового характера: отсечение головы (но не отсечением её совсем), четвертование, побиение камнями, погребение заживо, удушение, утопление. При этом женщина при наказании должна быть скрыта покрывалом, а мужчина наказывается в такой одежде, которая бы не смягчила наказание. В наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека шариат исходил из родоплеменных обычаев арабов: определял "цену крови", (от арабского – дия, то есть выкупа в зависимости от тяжести противоправного действия - убийства или нанесения ранения, увечья). Возмездие по принципу талиона "равным за равное", однородным действием, по-арабски называется кисас: "око за око, зуб за зуб". В Коране талион утверждается в суре 2-ой (Корова). В целом в шариате разработан целый комплекс правил, регламентирующих уплату дия: за женщину платили меньше чем за мужчину; за убитого христианина или иудея меньше чем за мусульманина, выкуп за преднамеренное действие был больше чем за непреднамеренное. За действие, совершённое несовершеннолетним или сумасшедшим дия уплачивало государство. Женщины и дети освобождались от уплаты дия.
А в целом, ради справедливости, следует отметить, что, например, тюремное заключение в раннеисламское время применялось крайне редко. Вероятно, в этом сказались кочевнические традиции.
Другое по темеКонфуций и конфуцианство
Все отмеченные особенности системы верований и культов в
древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основ традиционной китайской
цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и
конкретная го ...
|