Общей собственностью признавались земельные участки и водоемы, принадлежащие мусульманской общине. Все четыре мазхаба исходили из единого принципа: каждый собственник обладает в отношении своей идеальной доли такими же правами, какими обладает единоличный. Ими была разработана идея шефаа о преимущественном праве покупки доли в праве общей собственности, предназначенном для исключения всякого вторжения посторонних лиц. Мусульманские правоверные толки признавали это право лишь за сособственниками.
Понятие мульк появилось при Омейядах и, согласно ханифитскому толку, включало четыре вида земель, соответствующие четырем способам их приобретения: а) пустыри, взятые во владение для застройки и заселения (арса); б) темлин - земли, дарованные или купленные из фонда мирийе и превратившиеся в частную собственность; в) ушрийе (амарные) - земли, захваченные и распределенные в виде добычи на основании положения Корана о военных трофеях; г) хараджийе - земли, захваченные, но не распределенные как добыча, а оставленные местным жителям для обработки, они облагались твердо установленным налогом - харадж. Мульк отличался от прочих видов землевладения двумя основными признаками - свободой владения и свободой отчуждения. Все четыре вида мулька, согласно суннизму, можно было свободно отчуждать, передавать по наследству или в вакф. Мульк содержал в себе право на поверхность земельного участка, его недра и воздушное пространство над этим земельным участком (соседи имели право обрубать ветви деревьев чужого сада, нависающие над их садом; собственник земельного участка мог продавать воздушное пространство над своим участком, не отчуждая самого участка).
Из признания того, что верховное право собственности принадлежит Аллаху, исходит идея вакфа - так называемой религиозной собственности. Всякая покоренная неприятельская земля становилась вакфом - неприкосновенной и обращалась в пользу всего мусульманского общества. Только на Аравийском полуострове (собственно земле халифата) может существовать право собственности; все прочие страны, подчиненные владычеству ислама вследствие завоевания или добровольного присоединения, являются землями податными и "посему, по точному смыслу и узаконению ислама, должны считаться вакф" Собственник, передавая свое имущество в вакф, сохранял за собой правомочия владения и пользования; право распоряжения терялось жертвователями, но и не приобреталось вакфополучателями. 11. Основные постулаты мусульманского права.
В исламе в целом и шариате в частности, есть немало элементов, связанных с патриархальным укладом и племенным демократизмом, с позитивным содержанием права. Среди них особо следует выделить:
1. равенство мусульман перед Аллахом – (мусават);
2. относительная социальная справедливость (адалят);
3. выборность главы религиозной общины (имамат);
4. благотворительный налог (закят) и добровольная милостыня (садака);
5. требование от каждого правоверного мусульманина, чтобы он собственным трудом обеспечивал себя и свою семью;
6. шариат, выступает против того, что вредно для людей: алкоголизма, азартных игр, проституции; он запрещает производить нечестные операции, брать ростовщические ссудные проценты (риба), обманывать покупателей, продавать недоброкачественные товары, брать взятки т. п.
Следовательно, в шариате наряду во многом со средневековыми представлениями о правде, нравственности и морали нашли отражение и требование социальной справедливости, общечеловеческие ценности и общие принципы права. Нормы шариата, особенно основанные на Коране и Сунне, осуждают владение крупной земельной собственностью, содержат положения о необходимости равенства, призывают мусульман воздерживаться от всяческих излишеств и предостерегают от коррупции. Поэтому и в настоящие время знание шариата, его институтов и норм не потеряло своего значения как в научно-познавательном, так и в практико-прикладном смыслах.
Соотношение мусульманского права и религии.
Другой важнейшей проблемой права исследователи считают вопрос о социальной природе религиозного права, в том числе и мусульманского. Он является одним из чаще всего исследуемых вопросов и вместе с тем весьма сложным теоретическим вопросом права. Во всех священных книгах древних и мировых религий формулируются правила поведения, которые обладают всеми признаками юридических норм - уголовно-правовых, гражданско-правовых и процессуальных. Социальная природа таких норм определяется тем, что их исполнение обеспечивалось государственным принуждением: нарушители религиозно-правовых предписаний подвергались по решению судов смертной казни, телесным и членовредительским наказаниям, несли имущественную ответственность. Это были специфические признаки религиозного права, отличающие его от любых других систем социальной регуляции, в том числе и от религиозной системы. С другой стороны, нормы любого религиозного права тесно переплетаются с религиозными правилами и догматами священных книг; по своей социальной природе они являются юридическими нормами и относятся к правовой, а не сугубо религиозной сфере. Большинство исследователей религиозного права считают, что оно, в том числе и мусульманское, остаётся действующим правом лишь до тех пор, пока исполнение его норм обеспечивается государственным принуждением.
Другое по темеВосток: общество и религия
В современном мире Восток играет все более заметную роль.
Хотя эта роль ощущается прежде всего в сфере экономики (контроль над
стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политики (усиливающееся
влияние развивающихся стра ...
|