6. Судебный процесс.
Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.
Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.
В мусульманском праве нет как такового разделения процессуального права на уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Судебный процесс в западном его понимании крайне не структурирован. 7. Учения о праве собственности
В средневековой мусульманской юриспруденции право собственности не получило столь детальной разработки как в правовых системах, основанных на постулатах римского права. Это объясняется, во-первых, состоянием экономических отношений в Арабском халифате, где довольно слабо был развит гражданский оборот. Сильная централизованная власть главы теократической монархии также не способствовала развитию идеи права собственности. Еще одним фактором, оказавшим влияние на своеобразное понимание права собственности, стал ислам. Идеи ислама о нестяжательстве, безусловном приоритете духовного над мирским укрепились в светских сферах жизни, сформировав соответствующее отношение мусульман к собственности. Если в странах Западной Европы своевременно произошло разделение религии и права, то во многих исламских государствах и в настоящее время светское и духовное начало представляют собой монолит, определяющий образ жизни мусульман. Для современных правоведов (особенно шиитов) характерно определение права собственности с использованием норм религии и морали.
Традиционным для востока в мусульманской правовой системе является практически полное отсутствие частного права. Интересы индивида ставятся намного ниже, чем общие (хотя о развитом публичном праве также не приходится говорить). 8.Происхождение права собственности. Определение и содержание права собственности. Соотношение права собственности и права владения
Единственным верховным собственником является Аллах, который передал свое право Пророку.
Ханифиты различали институт владения и права собственности и провозглашали верховным собственником Аллаха. Ограниченное право распоряжения принадлежит его наместнику на земле - имаму, поскольку "согласно Корану, Аллаху принадлежит власть, и он наделяет ею по своему усмотрению того из своих рабов, кого захочет" Право собственности - это право неограниченного распоряжения вещью и пользования ее плодами. Собственнику принадлежит право пользования (манфаат), право владения (кабз), право распоряжения и право извлечения доходов (тамлик). Собственниками могут быть только мусульмане, заслужившие это право своей верой в Аллаха.
|