Религия

Доступно о религии

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному.

Мусульманское право
Страница 4

Множественность тенденций и суждений в толковании божественного закона (шариат) и вытекающего из этого расхождения лежат в основе теории источников права (фикха).Поскольку фикх существовал до основателей теологических и юридических школ, их работа (иджтихад) сводилась к тому, чтобы понять и объяснить этот свод в рамках принципов ислама, найденных в Коране и традициях пророка. Каждый регион мусульманского мира внес свои трактовки этого свода с учетом характерных для идеологов и учителей в области фикха обычаев и культуры.

В результате длительных совместных размышлений об этом правовом феномене мусульманский мир разделился, что довольно естественно, на суннитские и шиитские школы. Рене Давид отдает предпочтение делению школ на суннитские и несуннитские, причем к последним он относит шиитов и харежитов.

Первая из суннитских школ – ханефитская школа, основанная Абу Ханифом (учеником школы Куфа в Ираке). Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну, наибольшее внимание уделяет методам рая и кыяса,признается также и иджма, но в значительно меньшей степени. Большое внимание уделяется и обычному праву арабского и других мусульманских народов – адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны приниматься во внимание. Благодаря гибкости ханифизма его приверженцами являются более трети мусульман-суннитов, проживающих прежде всего в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии. Надо сказать, что в исламе выработано несколько методов толкования источников права, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права. Первый метод – рай, т.е. индивидуальное толкование какого-либо из авторитетов калама. Роль этого метода всегда была ограничена. Второй метод – иджма, согласное мнение многих, а то и всех авторитетов данного времени; этот метод широко признавался всеми. Метод третий – кияс (кыяс), т.е. заключение по аналогии. Метод четвертый – истислах (истихсан), т.е. признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.

Вторая значительная суннитская школа – школа Малекита. Ее глава – Малик Ибн Анас – родился в 93 году хиджры. Школа Малекита считается школой, наиболее уважающей обычай Медины, учитывающий общий интерес и законченность религиозного закона. Система Малика (умер в 795 г.), маликизм, также опирается на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитает иджму и рай. Метод кыяса практически не используется. Маликитский мазхаб распространен среди мусульман Египта, Магриба, Судана, Кувейта, Катара, Бахрейна, в Арабских Эмиратах и на части восточного побережья Аравийского полуострова.

Школа, созданная Эль Хафеи (Аш-Шафеи), нзывается либо школой хафецитов, либо шафеизмом. Система Аш-Шафии (умер в 820 г.) использует иджму и кыяс и выступает против рая и истихсана. Распространена в Сирии, частично в Египте и восточной Африке, в Пакистане и Индонезии. Исходя из учений этой школы, теория источников права следует религиозному идеалу, не основывается на созидательном изучении практики. По мнению Р.Давида и К.Жоффре-Спинози, отсюда следует, что этой школе недостает необходимых понятий для анализа правовой реальности, что не позволяет развивать самостоятельную науку права.

Система Ибн-Ханбала (умер в 855 г.), ханбализм, опирается в основном на хадисы и лишь ограниченно использует методы рая, иджмы и кияса. Поэтому данная школа считается наиболее строгой. Ханбализм распространился только после четвертого века хиджры, а в Египте появляется только седьмом веке. Сегодня ему следуют в Саудовской Аравии и в нескольких местностях Ирака и Сирии.

Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществуют, нередко в рамках одного и того же государства. Всем четырем школам сунниты придают равное значение; каждый имеет право менять свои симпатии в пользу того или иного мазхаба, пользоваться учебными пособиями различных школ.

Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат (это и есть ответ на вопрос, чем объясняется деление школ на суннитские и несуннитские).

Среди несуннитских школ можно упомянуть школу зейдитов – по имени ее основателя Зеида бен Али. Эта школа считается наиболее близкой суннитским школам. Главное произведение Зеида бен Али – сборник традиций, который рассматривается как первое прочтение хадита до утверждения фикха. Эта школа преобладает в Йемене.

Другая шиитская школа - школа Джа-Фарита, основанная Саадеком Аль Джа, родившимся в 80 году хиджры. Ее последователи опираются только на традиции имамов, выходцев из семьи пророка. Не переставая проповедовать ихтихад, шииты джафаритской школы противостоят другим направлениям в вопросе халифата, в частности Джа-Фаризм доминирунт в Ираке и Иране.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме

Буддизм в Индии
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до н.э. достат ...