Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияло на природу и источники этой правовой системы, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этическими постулатами и ценностями. Собрание изречений пророка Мухаммеда выступает главным источником права, а его заповеди, поучения, предписания, ритуалы приобрели смысл юридических обязанностей. Правда, им не хватает европейской структурированности, строгости и точности, не ясны и правовые последствия их исполнения или неисполнения. Но общее социально-психологическое послушание гарантирует незыблемость подобных правил поведения.
Исследователи отмечают большую роль толкователей Корана - проповедников и их учеников, ученых-юристов, религиозных судов. Очевидная “неподвижность” исламского права в действительности включает в себя и некоторую динамичность, достигаемую путем собирания и хранения суждений религиозных, религиозно-правовых школ.
Поэтому проблема нормативно-логического оформления права многие века не возникала в странах мусульманского мира. Лишь с середины прошлого века начинаются кодификационные работы, и торговые кодексы, кодексы торгового мореплавания, гражданско-процессуальные кодексы формулируются по модели французского гражданского законодательства. И здесь колониальный тип отношений предопределял влияние системы континентального и - реже - общего права.
В начале ХХ века кодификация распространяется на сферы семейного и наследственного права. А с середины нынешнего века интенсивнее развиваются конституционное и административное право, система светского судоустройства. Особенно это проявляется в Турции. Влияние общемировых тенденций правового развития заметно и в мусульманском мире. Естественно, эти проявления, равно как и мера традиционно мусульманских принципов и норм, не одинаковы в различных странах.
Весьма показательны в этом плане положения Конституции Исламской Республики Иран, принятой в 1979 и обновленной в 1989 году. Статья 2 гласит: Исламская Республика - “это система правления, основанная на вере в:
1) единого Бога, в то, что он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;
2) божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
3) страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу”.
Глава о правах народа как бы растворяет каждого в иранском этносе. Статья 57 устанавливает, что управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.
Исследователи исламского права единодушны в оценке ислама одновременно как веры и доктрины государства, а права - в собственном и религиозном смысле. Такая универсальная характеристика ислама и его нормативных предписаний не исключает специфики мусульманского права в отдельных странах. Так, в ряде стран Юго-Восточной Азии почти нет парламентских институтов.
Изучение современных источников мусульманского права, текстов законодательных актов свидетельствует о большей степени их сходства с европейским правом. Но внешнее сходство не устраняет внутренних, нравственно-религиозных источников, которые по-прежнему устойчиво определяют поведение людей.
Итак, подведя итог, можно сказать, что генезис мусульманского права заключается в его «пластичной» сущности. С зарождения идеологии Мухаммеда и до конца XX века арабская правовая мысль выдержала гнет внутренних (межнациональных и межкультурных) противоречий и сумела развиться в самостоятельную правовую систему (что не удалось, например, христианству и иудейству). 3. Школы мусульманского права.
Шариат состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида) и права (фикха). Фикх (по-арабски - "ясное представление знаний") как мусульманское право в свою очередь, делится на две части. Первая указывает мусульманину, каким должно быть его поведение по отношению к другим (мумалат). Вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком он определен и изучен различными мазхабами, то есть школами мусульманского права.
Следует особо отметить, что в современном мусульманском правоведении по вопросу соотношения понятий "шариат" и "фикх" нет единого мнения. Исламоведы считают, что причины этого лежат в исторической эволюции исламского права. В начальный период истории ислама, когда мусульманское сознание воспринималось как единое целое, под фикхом иногда понимались все религиозные положения раннего ислама, регулирующие образ жизни, поведение, мышление мусульман. И в этом смысле значение фикха совпадало с шариатом как всем тем, что Аллах ниспослал людям в качестве угодного ему пути праведной жизни, ведущего в рай. Позже в процессе разработки мусульманской правовой концепции между фикхом и шариатом стало проводиться различие. За шариатом закрепилось значение предписаний в Коране и Сунне – практической системе мусульманского права. Фикх же стал означать вынесение самостоятельных решений (улемами – знатоками ислама или судьями – казиями), если в указанных источниках не было готовых ответов на конкретные вопросы. По мере дальнейшего развития мусульманской правовой мысли фикх стал пониматься как собственно исламская юриспруденция. Её предметом стала одна из частей шариата - так называемые практические решения. Несмотря на это, многие современные улемы до сих пор придерживаются различных и порой полярных толкований соотношения фикха и шариата. Одни продолжают считать фикх и шариат синонимами, другие - частью и целым, теорией и практикой, третьи - совершенно самостоятельными отраслями религиозного права и этики.
|