Подобно тому, как изучение Корана создало науку тафсира (от арабского – толкование), то есть текстуальное толкование Корана, так и собирание хадисов, их изучение вызвало к жизни науку о преданиях. В результате на базе этих двух отраслей религиозной литературы – теологии (богословия) и права возникли две отрасли шариата. В первое время они не имели четкого различия. Именно поэтому в тот период профессиональные знатоки мусульманского права – факихи были одновременно и богословами. И лишь в VIII веке мусульманские юристы отделили юридические нормы от религиозных. И именно тогда, как уже отмечалось, представители различных направлений ислама создали свои правовые школы и сборники норм мусульманского права.
Сунна, так же как и Коран, не содержит, в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям известных юристов, нежели к Корану и Сунне. Эта ситуация сохраняется и в настоящее время.
Исламские юристы разработали мусульманское право, стремясь обосновывать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Но и они не смогли избежать абстрактного восприятия феномена права. Впрочем, их задача состояла не в создании теории позитивного права, а в систематизации интеллектуальных методов легитимации (на основе исламской религии, практики, более или менее сознательно применявшейся) поисков таких решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из первоисточников – Корана и Сунны.
Таким образом, это был метод, в котором нуждались компетентные лица (факихи), поставившие разум на службу религии. Они создали концепцию иджтихада, что привело к созданию теории о соотношении откровения (Коран-Сунна) и человеческого разума. Применяемые в определенных условиях коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят к иджме.
Рассуждения, носящие индивидуальный характер, возможны только при соблюдении метода кияс (суждение по аналогии). Только тогда рассуждение не останется просто личным мнением (рай), не имеющим юридической значимости.
К четырем основным источникам мусульманского права относится Иджма (единодушное мнение, консенсус). Иджма представляет собой согласованное, единодушное заключение знатоков ислама об обязанностях правоверных, получивших значение юридической истины, общее мнение по вопросам, не урегулированным ни Кораном, ни Сунной. Иджма является способом восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда Коран и Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Конкретным примером Иджмы как «одобряемого нововведения» является введение в исламе праздника «Мавлида», то есть дня рождения Мухаммеда в XII веке. Возможно он возник под влиянием христианского рождества. В настоящее время Мавлид - официальный праздник в Пакистане.
В целом же, определяя значение Иджмы в мусульманском праве, следует отметить, что она позволила правоведам – факихам обосновывать введение новых форм фикха, самостоятельно комментировать мусульманские законы, решать спорные дела, даже по-новому толковать предписания Корана и Сунны и более того – заменять отдельные правила поведения другими более рациональными. Со ссылкой на Иджму мусульманская юриспруденция нередко освящает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми. В настоящее время Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.
Еще одним важным источником мусульманского права является Кияс (от арабского – сравнение), то есть суждение, решение дел по аналогии. Суть Кияса заключается в применении установленных Кораном, Сунной и Иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. По-разному исследователи объясняют появление этого источника фикха и, в частности, влиянием философских и правовых учений покоренных народов, когда факихи стали применять юридическую технику греко-римского права. Считают также, что Кияс появился в первом веке ислама, когда разгорелись споры между традиционалистами, сторонниками исключительной опоры на исторические источники, на авторитет Корана и Сунны (ахль аль-хадис) и на сторонников использования логических, рациональных методов решения религиозно-правовых вопросов (ахль ар-рай), то есть возможности решения того или иного вопроса с помощью личного мнения мусульманина (рай).
Осмысливая значение Кияса в мусульманском праве, исследователи юристы указывают на ограниченный характер решения дел по аналогии. И объясняют это они религиозно-догматической основой мусульманской правовой системы.
Кроме перечисленных источников права в исламе, некоторые исследователи фикха называют законы, административные акты внешних органов государственной власти, обычаи и соглашения. Другие ученые считают, что они не являются источниками, но играют роль в эволюции этого права. Признание рядом исследователей важным источником мусульманского права Кануна, то есть законов и постановлений государственной власти и убеждает в том, что мусульманское право испытывает изменения в сторону его приспособления к социальным условиям.
|