А в Российском государстве на рубеже XVI–XVII вв. история шла своим чередом. В 1598 г. умер царь Федор Иванович — сын царя Ивана Грозного. У Федора Ивановича не осталось детей, поэтому династия Рюриковичей прервалась, а на престол был избран новый царь — боярин Борис Годунов. Но процарствовал он недолго, да и правление его было несчастливым. В 1601–1603 гг. Россию поразил страшный голод — люди умирали десятками тысяч. Как ни старался Борис Годунов, но победить природные катаклизмы он не мог.
И все больше и больше российских жителей начали верить, что голод и мор — это Божия кара. Господь наказал так Россию за то, что на престоле оказался “неистинный” царь, т.е. выходец не из царского рода, самовольно захвативший царский трон.
И в эти годы в Польше объявился человек, назвавшийся именем царевича Дмитрия. Дело в том, что царевич Дмитрий был последним, младшим сыном царя Ивана Грозного. И вот, спустя десять лет в Польше объявляется царевич Дмитрий — живой, чудом спасенный. Это потом стало известно, что под именем царевича выступал самозванец — Григорий Отрепьев. Это уже потом его стали называть Лжедмитрием. Но тогда очень многие, недовольные правлением Бориса Годунова, поверили в то, что царевич Дмитрий был чудом спасен и теперь является законным наследником русского престола. И когда Лжедмитрий при помощи поляков с войском пересек русские границы, то под его знамена встало немало русских жителей. В России наступило Смутное время…
Царь Борис Годунов пытался воевать с Лжедмитрием, но в 1605 г. он неожиданно умер. К Лжедмитрию переметнулись большинство бояр и он был с почетом введен в Москву. А здесь уже вскоре его возведи на царский престол. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I. И только патриарх Иов выступил против нового самозванного царя, за что и был сведен в патриаршества и сослан в монастырь.
Казанский митрополит Гермоген в то время был далеко от Москвы. Но после воцарения Лжедмитрия I его призвали в столицу — Самозванец пожаловал Гермогену звание сенатора. Казалось бы, митрополит Гермоген был обласкан новым царем. Однако святителя не прельщала мирская слава и он возвысил свой голос против Самозванца. Более всего митрополита Гермогена возмущало открытое пренебрежение православной верой и православными обычаями, которое выказывали сам Лжедмитрий и его приближенные. Когда весной 1606 г. Лжедмитрий венчался с полячкой Мариной Мнишек, святитель потребовал, чтобы Марина, которая была католичкой, приняла православие, ибо не может русский престол занимать царица-католичка. В ответ Лжедмитрий повелел сослать митрополита в Казань и заключить в монастырь.
И неизвестно как бы сложилась судьба святителя Гермогена, если бы уже 17 мая 1606 г. Лжедмитрия не свергли с престола восставшие москвичи. Он был убит возмущенной толпой.
На Руси появился новый царь — Василий Иванович Шуйский. Василий Шуйский с большим уважением относился к митрополиту Гермогену. Во многом поэтому 3 июля 1606 г. собор русских епископов возвел Гермогена в сан Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Гермоген боролся за сохранение единого Российского государства и сразу же занял непримиримую позицию по отношению к многочисленным мятежникам.
Будучи истинным православным человеком, патриарх Гермоген понимал, что объединить в борьбе за одно дело можно только людей, единых духом и помыслами. Но между русскими людьми к тому времени накопилось слишком много обид и злобы. И для того чтобы вернуть былое единство, нужно было сначала всем покаяться в своих грехах, очистить свои души от дурных мыслей и желаний, простить друг другу обиды. Потому патриарх Гермоген начал взывать к вере и совести русских православных людей. Но и делами своими он указывал России и всему народу главный путь к спасению от Смуты — покаяние.
Это всенародное покаяние началось с церковного прославления царевича Дмитрия летом 1606 г. И постепенно в сознании русского народа идея необходимости покаяния получает все большее распространение. Так, осенью 1606 г., когда к Москве подошли мятежные войска под руководством Ивана Болотникова, патриарх Гермоген установил всенародный шестидневный покаянный очистительный пост, во время которого свершались непрерывные богослужения. И чудо свершилось. В одной из летописей сообщается, что результатом покаяния стало заступничество Богородицы, — ослепленное чудесным образом войско Болотникова, было разбито и отброшено от Москвы.
|